О совершенствовании службы психологии в округе

Межшкольный методический центр

 

Управление образования администрации Кондинского района

 

О совершенствовании службы психологии в округе

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ ОКРУГА.

Приказ главного управления образования администрации Ханты-Мансийского автономного округа № 215-0 от 30.10.1995 года

 

Анализ состояния деятельности практических школьных психологов, в системе образования округа показывает, что они способствуют прогрессивному психическому развитию детей, их способностей, обес­печивают профилактику возможных отклонений, сохраняют их здоровье.

В системе образования округа работают несколько сотен практических психологов, логопедов, дефектологов, количество их растет, в большинстве органов образования назначены кураторы психологических служб. Наибольшая обеспеченность соответствующими специалистами отмечается в Советском,  Березовском, Нижневартовском районах, гг. Нижневартовске, Когалыме, Белоярском.

Благоприятные условия для деятельности этих специалистов созданы в большинстве школ Советского района. Здесь во всех крупных школах работают по несколько человек психологов, логопеды, есть они по всех детских дошкольных учреждениях. Оборудованы соответствующие кабинеты, в которых имеются компьютеры, видеоаппаратура, другие ТСО. Оплата труда лиц с большим педагогическим стажем работы проводится по категориям.

Кафедра педагогики и психологии ИПК ПК (путем очно-заочного обучения организовала подготовку специалистов данного профиля, начала работу по повышению их квалификации.

Однако, уровень постановки службы практической психологии образования не отвечает современным требованиям.

Так, не во всех органах образования в регионах назначены  специалисты-психологи, курирующие этот участок работы или они  обременены другими функциональными обязанностями.

Остро ощущается дефицит квалифицированных кадров во всех образовательных учреждениях системы образования.

Низкая обеспеченность нужными специалистами отмечается в Ханты-Мансийском, Октябрьском районах, гг. Ханты-Мансийске, Лангепасе и др.

Нет психологов в большинстве дошкольных учреждений округа.

Социальная защищенность этих категорий специалистов во многом несовершенна: нет четкого определения их статуса, учебной нагрузки, организации аттестации, оплаты труда. В результате наблюдается отток кадров в другие ведомства.

Не везде определены функциональные обязанности руководителей психологических служб в регионах.

В Главном управлении образования отсутствует информация об их деятельности.

Руководствуясь решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23.03.95г. № 7/1,  другими международными и российскими документами по соцзащите детей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Обязать руководителей органов образования городов, районов округа:

1.1. Разработать в срок до 1.01.96 г. перспективные планы развития и совершенствования психологической службы (кадры, материально-техническая база, повышение квалификации и др.).

1.2. В территориях, имеющих значительное количество необходимых кадров, назначить в срок до 1.01.96 г. руководителями психологических служб в органах управления специалистов-психологов,  освободив их от несвойственных им обязанностей.

1.3. Выделять необходимые средства в бюджетах регионов на подготовку недостающих кадров путем очно-заочного обучения, направления выпускников школ на соответствующие факультеты вузов.

1.4. В целях стимулирования оплаты труда практических психологов, логопедов, дефектологов рекомендовать использовать доплаты и надбавки, указанные в приложении № 1.

При наличии значительного стажа педагогической работы рекомендовать по итогам аттестации этим специалистам устанавливать соответствующие категории.

1.5. Обязать руководителей психологических служб представление ежегодной информации о своей деятельности в Главное управление образования до 15 июня.

2. Рекомендовать руководителям психологических служб руководствоваться в своей деятельности функциональными обязанностями, разработанными на окружных курсах соответствующих специалистов в г. Ханты-Мансийске (приложение №2).

3. Контроль за выполнением приказа возложить на гл. специалиста управления Л.П. Сивакову.

 

Начальник Главного управления образования                 С.В. Сажаев

 

Приложение №1

 

Оплата труда и доплаты практическим психологам (педагогам-психологам) образовательных учреждений округа за различные виды деятельности.

 

1.  20% к окладу - за работу с детьми с девиантным поведением.

2.  12% к окладу - за вредные условия работы (постоянное использование ксероаппаратов, компьютеров).

3.  10% к окладу - на приобретение научно- методической литературы.

4.  10% к окладу - за руководство кабинетом практической психологии.

5.  Оплату труда педагогов-психологов производить в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками работников обра­зования, указанными в Приложении №2 к приказу Минобразования РФ от 11.11.92г №  406 и постановлении Минтруда России от 11.11.92 г. № 33

 

Приложение 2

 

Основные функциональные обязанности руководителя психологической службы практической психологии в регионах Ханты-Мансийского автономного округа.

основными направлениями деятельности руководителей психо­логических служб практической психологии рекомендуются следующие:

1.      Перспективное планирование деятельности психологической службы региона на ближайшие 3-4 года (кадры, материально-техническая база,  научное обеспечение деятельности).

2.      Подготовка необходимых кадров практических психологов, логопедов, дефектологов в образовательные учреждения региона различного профиля (школы, дошкольные учреждения, колледжи, гимназии, ПТУ, вечерние школы, психологические центры).

3.      Создание материально-технической базы в образовательных учреждениях и центрах для работы практических психологов, логопедов, дефектологов (создание кабинетов, оборудование комнаты психораз­грузки, социально-психологических центров службы практической психологии образования; обеспечение соответствующей литературой).

4.      Оказание методической помощи практическим психологам образовательных учреждений региона, совместная с методической службой подготовка семинаров, курсов, проведение необходимых кон­сультаций, обобщение и распространение передового опыта

5.      Организация аттестации практических психологов, логопедов, дефектологов образовательных учреждений, стимулирование их труда.

6.      Экспертиза, инспектирование деятельности практических психологов образования.

7.      Взаимодействия деятельности практических психологов образования региона с другими заинтересованными службами (социальная защита населения, отделы внутренних дел, семьи и др.).

8.      Ведение необходимой отчетности и учета по своей деятель­ности и кадрам специалистов в образовательных учреждениях.

 

Рекомендуется ведение следующей документации руководителям психологической службы практической психологии образования:

1.  Наличия Программы развития психологической службы в регионе.

2.  Годовые, месячные планы деятельности руководителя службы.

3.  Наличие банка данных о практических психологах, логопедах,  дефектологах в образовательных учреждениях (Ф.И.О.. данные об образовании, стаже работы, прохождении курсовой переподготовки и др.).

4.  Отчеты о деятельности практических психологов, логопедов, дефектологов, их заявки, заявления.

5.  Годовые отчеты о деятельности региональной психологичес­кой службы в вышестоящие органы (Главное управление образования и др.).

 

Рекомендации разработаны на курсах руководителей психологичес­ких служб практических психологов образования регионов округа в октябре 1995 года.

Электронный образовательный ресурс Нижегородского института развития образования.
Ресурс создан по технологии "Конструктор e-Publish"