Метод проектов

Межшкольный методический центр

 

Управление образования администрации Кондинского района

Примеры: 

Учебные проекты с использованием MS Office

 

Учебный проект "Грамотный покупатель"

 

Формы работы учителя и ученика в Word

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педтехнологии

 

Работа по методу проекта требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для появления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

____________________________________________

Метод проектов

Третий год педагоги кафедры информатики МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри» работают над методической темой «Метод проектов». Причина выбора данной темы кроется в том, что современная школа направлена на развитие ребенка, и практика требует конкретных технологий, направленных на реализацию данного принципа. Метод проектов как нельзя лучше способствует этому. К тому же с этого учебного года в учебном плане Республики Саха (Якутия) выделены часы на проектную деятельность.

Уделяя довольно много времени дополнительному образованию, педагоги кафедры несколько лет использовали проектную деятельность ребят на занятиях Малой Академии Наук, при подготовке к олимпиадам, при создании проектов на конкурсы, дистанционных занятиях. При этом мы заметили, что резко возросла мотивация учащихся, результаты не заставили себя долго ждать. Учащиеся стали занимать призовые места на городских и республиканских конкурсах проектных работ (городской конкурс «Компьютерная страна», Российский конкурс «Проба пера»),. Интересно стали проходить предметные недели. Возникла мысль, а не перенести ли данный метод в преподавание предмета информатика?

Согласитесь, что каждый из нас значительную часть рабочего времени проводит в рамках классно-урочной системы. Очень часто ребята, даже хорошисты и отличники, не могут применить на практических задачах свои знания из предметных областей. При решении задач, требующих простейших математических вычислений, возникают трудности. Например: необходимо подсчитать количество рулонов обоев для оклеивания помещения. Площадь прямоугольника все ученики вычислять умеют, а вот найти площадь стен затрудняются. И таких примеров много. Поэтому мы заинтересовались другой философией построения образовательного процесса. Основоположником ее считается Джон Дьюи. Именно он сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат

Поэтому изучение разделов информатики мы строим так, чтобы на зачетном уроке обучающимися были представлены проекты, в которых отражались бы приобретенные знания и умения по теме.

Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. А метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

На уроках мы ставим перед собой цели:

  • научить самостоятельному достижению результата;
  • научить предвидеть проблемы, пути их решения;
  • сформировать умение ориентироваться в информацион­ном пространстве:
  • научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию;
  • сформировать навыки проведения иссле­дований;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки защиты и представления своей работы.

Из целей видно, что метод проектов позволяет формировать коммуникативные и информационные компетенции, что очень важно для нас, как для учителей информатики.

Методика рабо­ты над проектом включает в себя следующие этапы:

Этапы

Задачи. Содержание работы.

1. Подготовительный

а) Определение темы;

б) выбор рабочей группы.

2.      Планирование

 

а) анализ проблемы;

б) определение источников;

в) определение формы проекта;

г) определение критериев оценки;

д) распределение ролей (обязанностей)

3.      Исследование

а) уточнение информации;

б) поиск альтернатив;

в) выбор оптимального варианта решения

проблемы

4.      Выполнение

а) реализация намеченного;

б) подготовка выступления

5.      Защита проекта (предоставление отчёта)

а) объяснение результатов;

б) публичное выступление

6.      Оценка результатов (рефлексия)

а) анализ выполнения проекта;

б) причины успехов и неудач

 

При составлении календарно-тематических планов уроков в начале учебного года, мы выделяем тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены на «проектирование», дифференцируем их по степени сложности, изучаем и анализируем возможности учащихся, составляем список литературы, алгоритм выполнения проекта. Знакомим учащихся с требованиями, предъявляемые к проекту, составляем карту работы над проектом.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – роль независимого эксперта, очень трудно не навязывать своего мнения, а направлять учеников в работе над проектом.

Основные требования к учебному проекту:

  • Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеале проблема ставится внешним заказчиком. Например, учителя русского языка поставили перед учащимися задачу: создать проект дистанционной олимпиады по словесности. Проблема есть.
  • Планирование действий по разрешению проблемы, а иначе выполнение работы начинается с проектирования самого проекта, в частности – вида проекта и формы презентации. В данном случае – вид проекта WEB -сайт, форма презентации – публикация на городском сайте. Далее производится пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты не могут быть сразу спланированы от начала до конца.
  • Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы.
  • Выходом работы является продукт, созданный участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
  • Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы.

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от тематики. Обязательное требование: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Например: рассмотрим циклограмму работы над краткосрочным проектом. Работа занимает 4 урока. На первом уроке ставится проблема, выдвигается гипотеза, определяются группы, распределяются роли, планируется работа, выбирается форма продукта. Между 1 и 2 уроками учащиеся собирают информацию. На 2 уроке информация структурируется. Затем 1-2 недели идет процесс изготовления продукта, оформления. Выбирается форма презентации проекта. На 3-4 уроках идет защита проекта, самооценка и анализ деятельности.

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества». Опыт нашей работы показывает, что здесь необходимо учитывать возрастные характеристики и педагогическую задачу, стоящую на уроке. Так, учащиеся старшей школы больше ориентированы на индивидуальные проекты, а младшей и средней – на групповые.

По продолжительности проекты делятся::

    • Мини-проекты могут укладываться в урок или часть урока. Например: реклама на английском языке. 20 мин. - работа, (подготовка-10 мин, 2 мин презентация каждой группы);
    • Краткосрочные проекты (4-6 уроков, необходимых для координации деятельности участников проектных групп). Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома. Например: при изучении темы «Базы данных» учащимся естественнонаучного профиля предлагается создать базу данных «Растительный мир Якутии». Ребята ищут информацию в атласах, справочниках, проектируют базу данных. Определяют структуру БД: поля, их тип. Сканируют картинки с изображением растений. Все это делается во внеурочное время и накапливается в папке по проекту. На уроках вносят данные в базу, создают отчеты. На итоговом уроке представляют отчет о работе, готовую базу, запросы.
    • Недельные проекты выполняются группой в ходе проектной недели. Работа идет под руководством руководителя проекта. Здесь сочетаются классные и внеклассные формы работы. Идет погружение в проект.
    • Долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. У нас такая работа ведется в рамках МАН. Весь цикл реализации выполняется во внеурочное время.

Технологическая карта работы над проектом

Тема проекта

Олимпиада по словесности

Информационно-практическая проблема

Создание дистанционного проекта

Вид продукта

Web- сайт

Форма презентации

Публикация

Класс проекта

Практико-ориентированный, межпредметный, внутриклассный, краткосрочный (месяц)

 

Планирование деятельности

 

Мероприятие

Результат

Срок

Ответственный

Сбор материала

Материал к проекту

Неделя

Сидоров А.

Разработка дизайна сайта

Эскиз

2-3 дня

Назаров П., Кагакин А.

Создание основы сайта

 

 

 

Электронный образовательный ресурс Нижегородского института развития образования.
Ресурс создан по технологии "Конструктор e-Publish"